Ранее мы уже рассказывали о том, что Указом Президента РФ была введена новая отсрочка для священников. При этом сомнения в плане соблюдения прав на свободу вероисповедания вызывал ряд моментов. В продолжение этой темы появился новый нормативный материал, а значит, и новая пища для размышления.
Постановлением Правительства №1004 от 4.10.12 утверждены Правила предоставления священнослужителям права на получение отсрочки от призыва на военную службу и Правила прохождения священнослужителями специальной подготовки, необходимой для исполнения обязанностей по должности помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими (РСВ).
Основанием для предоставления отсрочки священнослужителю является письменное ходатайство религиозной организации, то есть зарегистрированной в установленном порядке в качестве юридического лица. При этом не уточняется идет ли речь именно о священнослужителях или данное положение распространяется и на служителей культа в нетрадиционных организациях. Если в Христианстве понятие священнослужения имеет определенные границы, то в иных религиях, которые же опять равны все перед законом, такой границы может не существовать. Вопрос более чем насущен, поскольку Правилами прямо предусмотрено, что обратиться с рассматриваемым ходатайством в Правительство РФ может любая религиозная организация, даже не имеющая централизованной, а следовательно, и четкой организационной, структуры.
Как бы там ни было, указанное выше ходатайство подается за три месяца до нового призыва в Правительство РФ через центральные органы управления (при их наличии) с приложением в виде списка граждан, о предоставлении отсрочки которым испрашивается, а в Минобороны поступают за месяц до начала призыва.
Как видим, два месяца дается на утверждение и согласование этих списков в пределах выделенной квоты — 150 чел в год на все конфессии. При необходимости квоты между различными религиозными организациями могут быть распределены Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве, но окончательное решение о распределении отсрочек по конфессиям принимается только Правительством РФ. Из изложенного, не следует с ясностью по каким принципам и в каком порядке квоты могут быть перераспределены.
Для лиц включенных в списки предусмотрена обязанность ежегодно подтверждать соответствующими справками свой статус, при увольнении священнослужителя в 2-х недельный срок сообщается в военный комиссариат. Но само по себе увольнение священнослужителя (выведение за штат есть и в армии), не свидетельствует о лишении сана (духовного звания), так же как и статуса военнослужащего. Поэтому отмена отсрочки в этом случае вряд ли будет выглядеть законной.
Не вполне конкретизированы мероприятия по специальной подготовке к исполнению обязанностей по должности помощника командира (начальника) по РСВ. Скупой канцелярский текст указывает на добровольный ее порядок и на то, что она сводиться к «изучению священнослужителями структуры, состава и задач Вооруженных Сил РФ, положений общевоинских уставов и иных нормативных правовых актов,.. организации повседневной деятельности соединений и воинских частей, порядка проведения религиозных обрядов в условиях вооруженных конфликтов (боевых действий), миротворческих операций, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в процессе боевой подготовки войск.»
Какие последствия предусмотрены в случае отказа священнослужителя от прохождения таковой подготовки (она же добровольная!) не ясно. Не ясно придется ли им брать в руки оружие, например, для изучения повседневной деятельности в/ч.