Как снять запрет на въезд в РФ или ЕС

Причиной отказа во въезде в Российскую Федерацию для иностранного гражданина могут послужить основания, предусмотренные внутренним законодательством и международными договорами. В частности, это ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014), которая содержит достаточно широкий перечень оснований, для отказа во въезде в РФ. Судебная практика ужесточается.

И если раньше для ограничения права на въезд ст. 26 ФЗ-114 толковалась ограничительно, подразумевая под собою такие основания в виде привлечения иностранца к административной ответственность именно за совершение правонарушений в области миграционного учета, то в настоящее время для ограничения права на въезд на территорию РФ достаточно совершить два административных правонарушения, тяжесть которых не имеет значения. Грубо говоря, это может быть два административных штрафа в области ПДД.

Однако как показывает та же практика, иностранный гражданин узнает о запрете на въезд после кратковременного пребывания на своей родине, например, когда иностранный рабочий или специалист беспрепятственно пересекает границу, а обратно вернуться уже не может. При этом на территории РФ у него остаются предметы личной собственности или даже ценное имущество. Данная практика безусловно нарушает его права и позволяет требовать принятия судебных мер, так как знать о состоявшемся запрете он не может, поскольку разрешение на временное проживание не аннулировано, виза и разрешение на работу не отозваны.

Другая ситуация бывает реже и возникает, когда факт о запрете обнаруживается в период пребывания иностранного гражданина на территории России, что в свою очередь позволяет требовать депортации или выдворения иностранного гражданина. Данные процедуры являются административно судебными, поэтому их не надо путать с экстрадицией — мерой уголовно-процессуального характера. В этом случае для начала таких процедур необходимо иметь вступившее в силу процессуальное решение об аннулировании разрешающих пребывание документов, что может быть и должно быть предметом тщательного судебного разбирательства с участием миграционного адвоката. При этом административные органы зачастую допускают при аннулировании разрешительных документов процедурные ошибки, что может быть основанием для отмены ограничений на пребывание или въезд в РФ.

Читайте также  Правоспособность субъектов без образования юридического лица

Нередко бывает, что гражданам Российской Федерации отказывают в выдаче въездной визы на территорию другого государства. Не следует сразу предполагать факт дискриминации по признаку наличия гражданства. Разрешить или отказать в разрешении на получение въездной визы — суверенное право каждого государства.

Как показывает, обобщение нашей практики по обращениям к нам частных лиц, отказы в визе получают и граждане Украины, Молдовы и других государств. Получение отказа в выдаче визы на въезд означает не возможность посещения страны в течение определенного срока, а если речь идет о Шенгенской зоне, то и стран ее участниц. Но при этом заявителю не запрещается запрашивать разрешения на въезд в консульствах других государств Шенгенской зоны. Как ни покажется странно, но отказ в выдаче такой визы одной из шенгенских стран не порождает автоматического отказа в консульствах соседей по Шенгену. Более того, имеются случаи одобрения таких заявок.

Автоматический отказ может иметь место лишь в случаях, если заявителю въезд в одну из стран был запрещен в связи с допущенным им ранее серьезным нарушением общественного порядка, повлекшего депортацию или неуплаченный штраф.

Но и такой запрет не может продолжаться неограниченное время, так как максимальный срок хранения сведений в базе данных пограничных служб государств Шенгенской зоны составляет не более 10 лет. 

В случае получения отказа в разрешении на въезд у заявителя сохраняется право на обжалование такого отказа в соответствии с положениями национального (внутреннего) законодательства суверенного государства, то есть в соответствующий суд,  который, естественно, располагается на территории государства, куда въезд не разрешен, что существенно ограничивает возможности своевременной подачи жалобы. А с учетом того, что специалистов по праву того государства, в суд которого следует подавать жалобу, на территории государства проживания заявителя, вряд ли найдется много, реальная возможность  обжаловать действия консульства иностранного государства, резко уменьшается.

Читайте также  Где найти хорошего адвоката (юриста)

Жалоба на отказ в выдаче визы всегда приносится в срок, установленный национальным законом. Так, в Италии этот срок составляет 60 дней. Возможность же продления этого срока или его восстановления существует далеко не всегда. В той же Италии срок может быть продлен только до 120 дней. Дальнейшее продление этого срока не допускается. Жалоба на отказ в выдаче визы подается в региональный административный суд Италии (Т.А.R.) области Лацио. Аналогичные суды есть и в других странах ЕС.

Какой-либо предустановленной формы (формуляра) для обращения с жалобой не существует. Жалоба подается в свободной форме, соответствующей общим требованиям делопроизводства. Например, в той же Италии наименование суда и его адрес указывается не в правом верхнем углу, как принято у нас в исковом заявлении, а по центру, а подпись и расшифровка подписи указываются в нижнем левом углу. Но отклонения от такоф формы не являются существенными. Из существенных условий подачи жалобы следует выделить направление уведомлений о подаче такой жалобы в орган, вынесший решение об отказе в выдаче визы (как вариант — Генеральное консульство Италии в Москве) и государственному прокурору. Невыполнение этого условия влечет отказ в рассмотрении жалобы по формальным признакам. 

Наша практика оформления таких жалоб позволяет предостеречь будущих клиентов от ошибок, связанных с неточностью перевода стандартных бланков уведомления о причинах отказа в выдаче визы. Дело в том, что в переводе таких бланков по какой-то причине органом, который должен быть уведомлен в место прокурора указан органы адвокатуру. Исходя из указанного   перевода, получается, что заявитель лишен возможности обратится с жалобой самостоятельно, и для этого он обязательно должен нанять итальянского адвоката, который подаст жалобу. Данное положение не соответствует действительности, так как в соответствии с ГПК Италии, адвокат назначается за счет государства уже после подачи жалобы.

Читайте также  Адвокат в уголовном процессе как представитель и защитник подозреваемого

Подробности здесь