Причиной отказа во въезде в Российскую Федерацию для иностранного гражданина могут послужить основания, предусмотренные внутренним законодательством и международными договорами. В частности, это ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014), которая содержит достаточно широкий перечень оснований, для отказа во въезде в РФ. Судебная практика ужесточается.
И если раньше для ограничения права на въезд ст. 26 ФЗ-114 толковалась ограничительно, подразумевая под собою такие основания в виде привлечения иностранца к административной ответственность именно за совершение правонарушений в области миграционного учета, то в настоящее время для ограничения права на въезд на территорию РФ достаточно совершить два административных правонарушения, тяжесть которых не имеет значения. Грубо говоря, это может быть два административных штрафа в области ПДД.
Однако как показывает та же практика, иностранный гражданин узнает о запрете на въезд после кратковременного пребывания на своей родине, например, когда иностранный рабочий или специалист беспрепятственно пересекает границу, а обратно вернуться уже не может. При этом на территории РФ у него остаются предметы личной собственности или даже ценное имущество. Данная практика безусловно нарушает его права и позволяет требовать принятия судебных мер, так как знать о состоявшемся запрете он не может, поскольку разрешение на временное проживание не аннулировано, виза и разрешение на работу не отозваны.
Другая ситуация бывает реже и возникает, когда факт о запрете обнаруживается в период пребывания иностранного гражданина на территории России, что в свою очередь позволяет требовать депортации или выдворения иностранного гражданина. Данные процедуры являются административно судебными, поэтому их не надо путать с экстрадицией — мерой уголовно-процессуального характера. В этом случае для начала таких процедур необходимо иметь вступившее в силу процессуальное решение об аннулировании разрешающих пребывание документов, что может быть и должно быть предметом тщательного судебного разбирательства с участием миграционного адвоката. При этом административные органы зачастую допускают при аннулировании разрешительных документов процедурные ошибки, что может быть основанием для отмены ограничений на пребывание или въезд в РФ.
Нередко бывает, что гражданам Российской Федерации отказывают в выдаче въездной визы на территорию другого государства. Не следует сразу предполагать факт дискриминации по признаку наличия гражданства. Разрешить или отказать в разрешении на получение въездной визы — суверенное право каждого государства.
Как показывает, обобщение нашей практики по обращениям к нам частных лиц, отказы в визе получают и граждане Украины, Молдовы и других государств. Получение отказа в выдаче визы на въезд означает не возможность посещения страны в течение определенного срока, а если речь идет о Шенгенской зоне, то и стран ее участниц. Но при этом заявителю не запрещается запрашивать разрешения на въезд в консульствах других государств Шенгенской зоны. Как ни покажется странно, но отказ в выдаче такой визы одной из шенгенских стран не порождает автоматического отказа в консульствах соседей по Шенгену. Более того, имеются случаи одобрения таких заявок.
Автоматический отказ может иметь место лишь в случаях, если заявителю въезд в одну из стран был запрещен в связи с допущенным им ранее серьезным нарушением общественного порядка, повлекшего депортацию или неуплаченный штраф.
Но и такой запрет не может продолжаться неограниченное время, так как максимальный срок хранения сведений в базе данных пограничных служб государств Шенгенской зоны составляет не более 10 лет.
В случае получения отказа в разрешении на въезд у заявителя сохраняется право на обжалование такого отказа в соответствии с положениями национального (внутреннего) законодательства суверенного государства, то есть в соответствующий суд, который, естественно, располагается на территории государства, куда въезд не разрешен, что существенно ограничивает возможности своевременной подачи жалобы. А с учетом того, что специалистов по праву того государства, в суд которого следует подавать жалобу, на территории государства проживания заявителя, вряд ли найдется много, реальная возможность обжаловать действия консульства иностранного государства, резко уменьшается.
Жалоба на отказ в выдаче визы всегда приносится в срок, установленный национальным законом. Так, в Италии этот срок составляет 60 дней. Возможность же продления этого срока или его восстановления существует далеко не всегда. В той же Италии срок может быть продлен только до 120 дней. Дальнейшее продление этого срока не допускается. Жалоба на отказ в выдаче визы подается в региональный административный суд Италии (Т.А.R.) области Лацио. Аналогичные суды есть и в других странах ЕС.
Какой-либо предустановленной формы (формуляра) для обращения с жалобой не существует. Жалоба подается в свободной форме, соответствующей общим требованиям делопроизводства. Например, в той же Италии наименование суда и его адрес указывается не в правом верхнем углу, как принято у нас в исковом заявлении, а по центру, а подпись и расшифровка подписи указываются в нижнем левом углу. Но отклонения от такоф формы не являются существенными. Из существенных условий подачи жалобы следует выделить направление уведомлений о подаче такой жалобы в орган, вынесший решение об отказе в выдаче визы (как вариант — Генеральное консульство Италии в Москве) и государственному прокурору. Невыполнение этого условия влечет отказ в рассмотрении жалобы по формальным признакам.
Наша практика оформления таких жалоб позволяет предостеречь будущих клиентов от ошибок, связанных с неточностью перевода стандартных бланков уведомления о причинах отказа в выдаче визы. Дело в том, что в переводе таких бланков по какой-то причине органом, который должен быть уведомлен в место прокурора указан органы адвокатуру. Исходя из указанного перевода, получается, что заявитель лишен возможности обратится с жалобой самостоятельно, и для этого он обязательно должен нанять итальянского адвоката, который подаст жалобу. Данное положение не соответствует действительности, так как в соответствии с ГПК Италии, адвокат назначается за счет государства уже после подачи жалобы.