Свобода совести и сектантский тоталитаризм

Реализация принципа свободы совести является одним из важнейших показателей уровня демократического развития общества. За последние годы в нашей стране достигнуты определенные успехи в построении правового государства и в частности в решении религиозного вопроса, государственно-церковных отношений. Однако, как показывает практика, до сих пор законодательная база для реализации принципа свободы совести далека от совершенства. Более того, имеющиеся в ней пробелы создают чрезвычайно опасные социальные ситуации, которые заставляют нас говорить о проблеме, условно обозначенной, как религиозная безопасность. Речь идет о.появлении различного рода сект и культов, носящих автократический, тоталитарный характер.

Основой правовой базы в решении религиозного вопроса является, как известно Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году /Ст.28/ и закон «О свободе вероисповеданий», разработанный еще в Верховном Совете РСФСР в 1990 году. Оба эти документа порождены эпохой перестройки и постперестроечным временем, и это определило их специфику. Они разрабатывались и принимались в духе противостояния прежним правовым актам, разработанным и существовавшим еще при коммунистах. Действовавшая тогда Конституция СССР В статье 52 предусматривала не только право исповедовать любую религию, отправлять религиозные культы, но и вести атеистическую пропаганду.

Авторы нового закона «О свободе вероисповеданий» среди которых был, как депутат Верховного Совета РСФСР, архиепископ Ярославский и Ростовский Платон /Удовенко/ постарались максимально расширить религиозную парадигму закона — это видно даже в его названии. Их позиция была закреплена в Конституции России того года. Всем, однако, известно, что крайности вредны и опасны. Так случилось и на сей раз. Добиваясь неограниченной свободы для религии, законодатели, по-существу, юридически расчистили почву для появления и существования различных некультовых систем. Одни из них возникли на почве Российской — «Собор новой Святой Руси»(Богородичный Центр), «Белое братство» , «Церковь последнего завета». Другие пришли с Запада или Востока. Это «Церковь унификации» , Новоапостольская церковь, Международное общество сознания Кришны, «Аум Синрике» и т.п.

Читайте также  Кто может требовать выдела доли из имущества супругов

Большинство из вышеназванных организаций попадает под характеристику тоталитарных неокультов и сект .К неокультам, как правило, относят поклонение, т.е. регулярное совершение обрядо¬вых действии в честь какого-либо, чаще всего, нового божества, Широко известна практика почитания живого божества, каким , например, в Белом братстве провозглашена Мария-Деви Христос. Неокульты в организационном плане сегодня известны как на сектантском уровне — те же юсмаиляне, так и на уровне церкви, существующей в десятках стран мира — мунниты. Деятельность новых культов зачастую связана с тоталитарной практикой, которая в обязательном порядке присуща тоталитарны сектам. Они представляют из себя монокультовые группы с жесточайшей внутренней регламентацией, полным подчинением руководству и контролем с его стороны не только за религиозной, но из за всеми сферами жизнедеятельности человека без исключения, Попадая в такую организацию, он становится полностью зависимым от лидера тоталитарной структуры.

Методы, применяете тоталитарными образованиями в воздействии как на прозелитов, так и членов организации, очень часто выходят за грань дозволенного моралью и правом. По мнению специалистов, наряду с физическим воздействием в тоталитарных сектах применяются не только шантаж, насилие, но и различные виды психотропного кодирования личности, что приводит к тяжелейшим последствиям и причиняет вред здоровью граждан.

Наконец, следует сказать и о том, что деятельность тоталитарных структур ориентирована, в основное, на молодежь. Уже сегодня сотни тысяч молодых россиян становятся носителя и иной, неправославной религиозной культурней дальнейшее развитие этого процесса представляет безусловную опасность для национальной отечественной культуры в целом.

Таким образом, существующий сегодня религиозный тоталитаризм в виде различных неокультовых систем, представляет безусловную опасность, как для личности, так и для общества; В этом отношении со светской наукой солидарна и церковь, которая также озабочена весьма серьезно этим явлением. Ее позиция по вопросу тоталитарных сект и неокультов изложена в Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме».

Читайте также  Суд защитил права военнослужащих

Итак, сложившаяся ситуация в стране показывает, что механизм правовой защиты интересов гражданина РОССИИ ОТ навязывания ему ценностей тоталитарных неокультовых систем явно не совершенен. Он не справляется с возложенной на него охранительной функцией. Таким образом, мы можем сказать, что в нашем обществе сегодня существует проблема религиозной безопасности, которую надо решать.

Каковы же пути ее решения?

Предваряя конкретный разговор, заметим, что в ближайшее время в Думе будет принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», который должен предложить определенный концептуальный подход по данной проблеме. По-нашему же мнению, необходимо следующее:

1. Упорядочить процедуру регистрации религиозных объединений, чтобы исключить возможность деятельности социально-опасных структур. При процедуре регистрации предусмотреть компетентную экспертизу по данному вопросу;

2. Ввести в действующее уголовное законодательство норму, предусматривающую ответственность за создание социально-опасных религиозных тоталитарных организаций и отправлению их культа;

3, Предусмотреть в преподавании вузовского курса «Религиоведение» раздел, посвященных проблеме религиозной безопасности;

4. Использовать все церковные и светские возможности для создания ориентированного общественного мнения о тоталитарной и сектантской практике.

Опубликовано по тексту рукописи автора — адвоката И. А. Кузьмина. Оригинал см. Сборник трудов научно-практической конференции «Культура. Образование. Православие» в Ярославле (май 1996 г.)

Подробности здесь